КАЗАЧЬЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


официальный сайт

Новости

назад к новостям
02.06.2018 09:10
Экспертное мнение партийного лидера из Татарстана: Патриотическое воспитание молодёжи как элемент стратегии национальной безопасности России

В рамках рубрики «Мнение эксперта» предлагаем ознакомится с со статьей нашего коллеги, Руководителя регионального отделения Казачьей партии в республике Татарстан Дениса Зарвы.   

Свой научный труд «Патриотическое воспитание молодёжи как элемент стратегии национальной безопасности России» Денис Евгеньевич представил на Всероссийской научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел на современном этапе. 300-летию российской полиции посвящается», которая прошла 1 июня в Казанском юридическом институте МВД России.

По результатам конференции будет издан сборник тезисов и размещен в системе РИНЦ.


 

Патриотическое воспитание молодёжи как элемент стратегии национальной безопасности России

В условиях напряженной международной обстановки и откровенного давления на нашу страну, целью которого является прекращение существования России как единого государства, обеспечение устойчивого развития России в долгосрочной перспективе является необходимым условием ее существования. Национальные интересы и приоритеты, определяющие содержание национальной безопасности, являются инструментами данного развития. Одним из таких инструментов выступает образование населения.[1]

Успешное развитие России невозможно без участия в данном процессе населения страны. Эффективность реализации обществом поставленных перед ним государственных задач зависит не только от качества и уровня привитых населению знаний и умений, но и от того, какими культурно-нравственными ценностями и морально-волевыми качествами оно обладает, поскольку последние являются важнейшим мобилизационным ресурсом, способным подвигнуть народ на решение приоритетных государственных задач в максимально короткие сроки.

В зависимости от того, на что готов как отдельный индивид, так и общество в целом для своей Родины, зависит жизнеспособность страны и ее будущее. В этой связи, патриотическое воспитание, как часть образовательной деятельности, должно являться ее ядром, быть непрерывным на каждом этапе образовательной деятельности, начиная с дошкольного образования.

Проблеме определения содержания патриотического воспитания молодёжи в нашем обществе уделено отдельное место.[2] Дискуссии не утихают как в СМИ, так и в рамках научных конференций. На законодательном уровне определено, что для формирования четкой патриотической направленности образования необходимо усилить роль школы на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.[3]

Научный мир говорит о необходимости построения единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина, предусматривающего особую роль семьи в данном процессе, [4] указывая, что сформировать гражданскую позицию можно только на основе укоренившихся в сознании личности чувств долга и ответственности.[5] При этом, единые методическое и научное понимание содержания патриотического воспитания молодёжи, в настоящее время, не сформировано.

Можно с уверенностью сказать, что целью патриотического воспитания должно являться осознание индивидом себя частью российского общества, наследником великих побед, традиций российской государственности. Гражданин должен быть носителем высоких норм морали, которыми обладали патриоты нашей Родины, в любой из исторических периодов существования России. У молодёжи должна формироваться гордость за свою страну и способность самопожертвования для достижения блага нашей Родины. Сказанное выше не возможно без формирования единой патриотической идеи, способной объединить индивидов вне зависимости от их личностных особенностей (происхождения, национальности, веры исповедания, места жительства и т.п.).

В научной доктрине, в качестве указанных выше идей, рассматриваются и исследуются такие понятия как: «национальная идентичность»[6] и «национальная идея»[7]. Единый подход к определению данных взаимосвязанных понятий является ключом к формированию единого общественного сознания населения РФ, а, как следствие, условие успешности страны.[8]

Единого мнения о понятии «национальной идентичности» не имеется.  Одни исследователи формируют последнюю по признаку государственно-гражданской идентификации, основу которой составляет государственное самосознание индивидов и этатическая культура.  Приверженцы иной точки зрения определяют ее по признаку национально-гражданской идентификации, основу которой составляет гражданское самосознание и гражданская культура, в рамках которой происходит отождествление индивида с гражданским обществом.[9]

 Не выработан и единый подход к понятию «национальной идеи». Ряд ученых, вообще, не признает существование таковой, считая его «изобретением политтехнологов», и характеризуют дискуссии на данную тему в качестве «бесплодных»,[10] иные выделяют религиозный, культурологический, философский, исторический, политологический и другие подходы к пониманию данного понятия. В.Ю. Дорожкина рассматривает национальную идею как особую форму самосознания общества, представляющую собой целостную систему базовых национальных, прежде всего идейно-политических ценностей, идеалов и взглядов, которая формируется на основе исторического опыта, национальной самоидентификации и ментальности народа и политических элит, как правило, в эпоху кардинальных общественных трансформаций и предполагает некую идеологию и стратегию развития государства с позиций его национальных интересов и приоритетов.[11]

О.В. Дроздова, характеризует национальную идею как «концентрируемое выражение самосознания, в котором отражаются национальные ментальные структуры, интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал общества.[12]

Своё видение о формировании национальной идеи было высказано и Президентом РФ В.В. Путиным, который указал, что россияне единый народ и многонациональное общество, Россия – «государство-цивилизация, способная решать задачу интеграции различных этносов и конфессий, а русский народ и русская культура - стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации».[13]

Успешное развитие России невозможно без принятия единого государственного образовательного стандарта в области патриотического воспитания, направленного на формирование у граждан «высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». [14]

В этой связи, необходимо на законодательном уровне определить содержание основных критериев патриотического воспитания молодежи, ключевые понятия, их содержание, список рекомендуемой литературы. Данные меры необходимы для исключения возможности искажения исторических фактов, роли конкретных государственных деятелей, их личностных качеств. Только хранящий память о своем Великом прошлом народ способен к достижению новых побед в будущем.

 

[1] Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. «О стратегии национальной безопасности» п.31

[2] Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 23 с. Кром М. М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI.XX вв.). . М., 1994. – С. 16–30.

[3] Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. «О стратегии национальной безопасности» п.70

[4] Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2(6). – С. 5–12.

[5] Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 1 (5). – C. 84–93

[6] Кортунов, С. В. Национальная идентичность: постижение смысла / С. В. Кортунов. – М.: Аспект-Пресс,

2009. – 589 c. Рябов О. В. Национальная идентичность : Гендерный аспект. На материале русской историософии : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Иваново, 2000.- 300 с. и др.

[7] Скляров А.А. Национальная идея России как фактор повышения жизнеспособности страны // Вестник КемГУ 2013 № 4 (56) Т. 2 Куликова С.В. Национальная идея как базовая основа концепций российского образования и воспитания // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания» №1 (11). Март 2011;  www.grani.vspu.ru. Кемеров, В. Философская энциклопедия / В. Кемерово. – Панпринт. – 1998.– 453 с.

[8] Национальная идея России / С. С. Сулакшин [и др.] // Материалы всероссийской научной конференции.

– М., 2010

[9] Лубский Р.А. Национально-государственная идентичность и модели социального поведения в современном российском обществе // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ», Выпуск 01(174) 2016. Галимова И.М. Концепт национально-государственной идентичности в акедемическом дискусе // Вестник Пермского государственного университета. Сер. Политология. 2011. Вып. № 3 (15). С. 21-27. Титов В.В. Формирование национально-государственной идентичности молодежи в современной России: политико-психологический анализ: автореф. дис. канд.полит. наук. М. 2009. 27 с.

[10] Щукина, Р.И. Национальная идея как предмет социально-философского анализа: автореферат дис. канд. филос. наук / Р.И. Щукина. – Пермь, 2002.

[11] Дорожина В.Ю.Национальная идея в России как фактор общественных трансформаций: автореферат дис. канд. полит. наук / В.Ю. Дорожкина. — Уфа, 2009.

[12] Дроздова О.В.Национальная идея в социокультурном пространстве России: автореферат дис. канд. филос. наук / О.В. Дроздова. – Иркутск, 2009.

[13] Путин В. В. Россия: национальный вопрос / В. В. Путин // Независимая газета. – 2012.

[14] ППРФ № 1493 от 30.12.2015 г.  «О государственной программе «патриотическое граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы

Все фотографии к новости


Новости партии

Новости регионов

Имя, Фамилия:

E-mail отправителя:

Телефон:

Тема обращения:

Текст обращения:

Код безопасности: