Активисты регионального отделения Казачьей партии в Томской области во граве с председателем Владимиром Кирсановым организовали для учащихся Томского кадетского корпуса посещение Богоявленского собора и церковно-исторического музея при храме.
Экскурсовод рассказал ребятам, что при Томской духовной семинарии с 2008 года существует церковно-исторический музей. В его экспозиции представлены уникальные иконы, старинные облачения, богослужебная утварь, старопечатные книги, нумизматическая коллекция евангельских времен. Среди особо ценных раритетов – подаренная музею Патриархом Алексием II икона святителя Николая 16 века, Царские врата 17 века, изданная первопечатником диаконом Иваном Федоровым в 1580 году Острожская Библия, келейная книга сестры Петра I царицы Софьи Алексеевны с ее автографом.
Кадетам представилась уникальная возможность увидеть удивительные образцы отечественной духовной культуры, веками создаваемой и хранимой нашими предками.
Первый экспонат, который был продемонстрирован - это посох из дерева со вставками 18 века, которому более 300 лет, принадлежал Феодосию Черниговскому, когда он умер, его вещи хранились в Черниговской епархии на территории Украины.
Интересна история этого посоха. Дело в том, что Томская епархия в 17 веке получила самостоятельность, но архиерея (главного священника города) очень долго не назначали, и только в начале 19 века сюда был прислан архиерей из Чернигова. Когда архиерея отправляли в Сибирь, ему был вручен посох как благословление, и в последствии передавался от одного правящего владыки другому.
После революции посох пропал. Его обнаружили только в 90-х годах Областном краеведческом музее. После долгих переговоров в 2002 году, во время визита в Томск Патриарха Алексия II посох был возвращен в храм. Реликвия очень хрупкая и храниться в специальной закрытой витрине. Всего лишь один раз посох доставали из витрины для службы, когда праздновалось 400-летие города Томска.
Поскольку музей был открыт с благословения Алексея II, в музее есть и небольшая экспозиция, посвященная Патриарху. Здесь он оставил свое патриаршее облачение после службы в соборе в 2002 году. Через 2 года была передана коллекция монет, выпущенных к 75-летию Патриарха. Первый набор Алексей II оставил себе, второй подарил президенту РФ В.В. Путину, третий - Медведеву Д.А., четвертый номерной набор находится в музее.
В Богоявленском Соборе ведущий рассказал ребятам об истории храма, которая берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной на этом месте еще в 1630 году. После учреждения в 1666 году томской кафедры именно эта церковь получила статус собора, хотя тогда епископ так и не был назначен в Томск. Храм не однократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен. Позже к храму стали пристраиваться приделы - пророка Илии, Спаса Нерукотворного и архангела Михаила.
Богоявленский собор имеет особое значение для истории Томской земли: именно в нем на праздник преображения Господня в 1804 году было все народно объявлено о создании Томской губернии. После революции, в 1930-е годы, храм был закрыт. С 1941 по 1989 год в нем размещался завод резиновой обуви. В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. В настоящее время собор полностью восстановлен. 26 января 2003 года состоялось его великое освящение.
Много вопросов задали кадеты экскурсоводу и служителям храма: о казаках – основателях земли томской; о изображениях на росписях храма и его святынях; о том, как поступить в Томскую Духовную семинарию.
- Участие в подобных мероприятиях дает ребятам возможность раскрыть стой культурно-образовательный потенциал, - отметил председатель регионального отделения Казачьей партии в Томской области Владимир Кирсанов. – Каждый раз, организовывая такие познавательные встречи, мы совершенствуем методы реализации основных направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
|